Знакомство с планом занятий
по методике Шичида

#0. Пролог

Данный пример урока описывает занятия с детьми из разных стран. В группе, которая описывается, все говорят на английском языке (по крайней мере, на уроке). Учительница, которая является японкой, также ведет урок на английском языке. Состав группы: 6 детей (5 мальчиков и 1 девочка). Возраст детей на момент начала занятий (октябрь 2003 года): Джим — американец — 8,5 месяцев, приветливый индус — 7 месяцев, девочка-китаянка — 3 месяца, самый старший мальчик — японец — 10 месяцев, мальчик-малаец — 9,5 месяцев, мальчик-полукровка (с папой-голландцем и мамой-китаянкой) — 4 месяца (этот ребёнок очень крупный, ростом и весом он похож на Джима, который весит 10,4 кг).

Мы хотим поделиться впечатлениями об уроке после двух месяцев занятий. На уроке не было замечено каких-либо особых приёмов или излишнего внимания к младшим детям. Конечно, на первых занятиях маленькая китаянка просто спала или плакала. Учительница говорила: «Пусть пока просто смотрит». Другая проблема была у самого старшего мальчика — он постоянно ходил по классу, и несчастному родителю приходилось либо поддерживать его и ходить с ним, либо периодически пытаться вернуть его к столу и педагогу, чтобы выполнить какие-то задания. К поведению этого ребёнка педагог отнеслась вполне философски: «Если ребёнок хочет ходить, пусть ходит. Только вы, папа/мама, обращайте его внимание на разные предметы и формы, называйте предметы, растения и т. д.».

комната для занятий

#1. Подготовка

Массаж на матах — очень быстрый (спинка, ручки, ножки).

Дети садятся к родителям на колени перед столиками, лицом к педагогу.

Включается «быстрая» музыка — напоминает известную песню Лебедева-Кумача «Солнце красит нежным светом стены древнего Кремля, просыпается с рассветом вся советская земля». Но вы можете подобрать другую.

Затем спокойная, расслабляющая музыка — музыка с альфа-волнами.

Дыхательные упражнения — вдох — ручки в стороны (родители помогают детям), выдох — обхватываем себя руками за туловище.

Шар энергии — ладошками «берём» шарик энергии, катаем его между ладошками и выливаем себе на макушку. Затем шарик энергии катаем между ладошками и пьём эту энергию.

Родители обнимают своих детей, крепко прижимают их к себе, говорят им, как сильно их любят, и целуют.

Все игры заканчиваются очень быстро, примерно через 1–1,5 минуты.

#2. Урок начинается

Занятие на воображение — родитель придумывает воображаемый сценарий и ведёт ребёнка сквозь него.

Солнышко и тучки — ребёнок определяет, «За каким облаком спряталось солнышко».

Что лежит в грузовике — родитель кладёт в грузовик предмет, а ребёнок определяет, что спрятано.

Клубничка в пиале — две пиалы с крышкой. В одну пиалу нужно положить клубничку, а ребёнку определить, в какой спрятана клубничка.

Флэш-карточки — демонстрация карточек с различными изображениями и одновременное озвучивание того, что видит ребёнок. Каждая карточка показывается в течение 1 секунды.

Занятие на телепатию — передача мыслей и чувств на расстоянии.

Абсолютный слух, музыка — педагог поёт нотами песню (соль, ля соль ми, соль, ля соль ми), при этом показывает карточки с нотами двух-трёх тактов песни.

— воспроизводится аудиозапись, педагог поёт и показывает соответствующие карточки с образами того, о чём песня.

Искусственный цветок, нежно держим — показать детям своё наслаждение цветком, рассказать, где цветок растёт, показать, как его нюхать и т. д.

Динамическая пауза — дети пытаются либо танцевать, либо маршировать.

Вернулись за столы. Включили успокаивающую музыку.

Скорочтение

Цепочка памяти — игра, помогающая мозгу помнить серию объектов в рассказе.

Счёт — ребёнок должен научиться в первую очередь воспринимать понятие количества.

— демонстрация карточек с точками или яблоками и одновременное озвучивание их количества;

— дощечка со штырями. На пронумерованные штыри набрасываем соответствующее количество колечек.

— перекладывать кубики из одной ручки в другую. Сначала один кубик, потом 2 и т. д. При этом озвучивать количество кубиков.

#3. Домашнее задание

Вместе с ребёнком бросать в коробку разные предметы (резиновый мячик, кусок ваты и т. д.), при этом объяснять, какой это предмет (легкий, тяжёлый), как он падает, с каким звуком...