Когда ваш ребёнок решает математическую задачу, что он делает? Наверняка торопится быстрее получить ответ. А если ответ получается неверный или вовсе не получается, что он делает? Наверняка злится и расстраивается. А настоящий математик не расстраивается. Он старается вникнуть в задачу глубже и понять, где именно ошибка. Он спокоен и сосредоточен. Он любопытен и азартен в поиске решения. Помогите вашему ребёнку думать как математик, и тогда даже самые сложные задачи перестанут его расстраивать и начнут легче решаться.
В следующий раз, когда ребёнок сядет за домашние задания по математике, понаблюдайте за его подходом в решении задач. И если видите, что он испытывает трудности, задавайте наводящие вопросы:
1. Что именно ты пытаешься определить/найти/решить?
Прежде чем ребёнок приступит к решению задачи, пусть он не торопится и убедится в том, что все правильно понял в условиях, пусть увидит задачу целиком, получит полное представление о ней.
2. Все ли тебе понятно? Опиши условия и вопрос задачи своими словами, как ты это понял.
Зачастую проблемы в решении задачи возникают из-за таких вот мелочей - какие-то понятия в задаче ребёнок не понял или перепутал, что-то вообще не может представить и сама задача сложна для восприятия именно поэтому, а не потому, что он не умеет считать. Поэтому, когда ребёнок своими словами проговаривает условия задачи, он, во-первых, сам замедляется и лучше вдумывается в них, а во-вторых, вы как наблюдатель со стороны, тоже можете увидеть сложности в понимании и подсказать правильный путь. Детям, у которых ярко выраженный визуальный тип обучения, удобно будет объяснять себе условия, рисуя таблицы, диаграммы, схемы.
3. Как ты будешь решать эту задачу?
Ключевое слово в этом вопросе «ты». Да, в математике есть много отлаженных алгоритмов поиска решений, а в младшей школе и четко расписанных пошаговых решений разных типов задач, но все же ребёнок должен понимать, что математика может быть и творческим процессом, и одну и ту же задачу можно решить несколькими разными способами, и разным людям может быть удобно решать задачи по-разному. Поэтому вопрос «как ТЫ будешь решать эту задачу?» смещает акцент с того, «как учительница учит решать эту задачу» на то, «как ты можешь решить задачу» и принять ответственность за ее решение на себя.
4. Что ты уже знаешь про решение этой задачи?
Простой вопрос, который поможет ребёнку вспомнить решение подобных задач, но с другими условиями или похожей части задачи. Возможно, то, что кажется новым и непонятным («мы этого не проходили!»), окажется темой, изученной в прошлом месяце или даже в прошлом классе, просто хорошо забытой.
5. Твой ответ имеет смысл?
Когда задача решена, проверка ответа здравым смыслом никогда не помешает. Кто-то из читателей приводил в пример мальчика, у которого при решении задачи диаметр Земли получился равным 3 км, и это мальчика нисколько не смутило. Отличный пример, кстати. Пусть ребёнок задумывается над полученными ответами - насколько они соответствуют реальности. И если что-то смущает - например, двухкилограммовый мандарин, - то это повод ещё раз внимательно посмотреть на задачу.
Источник: Ксения Рудич, Яндекс.Дзен